Приветствую Вас Гость | RSS

DonnieDarko.ucoz.ru

Четверг, 19.12.2024, 15:56
Главная » Статьи » Cтатьи

Обзор Донни Дарко (Журнал Киноман)
Автор: Рустам Ниязов rustam@alfamedia.biz (Журнал "Киноман" - http://www.cinema.vrn.ru/)

Донни Дарко

Не знаю как в других городах СНГ, но в Алматы фильм прошел незаметно. Как всегда в спешке, я смотрел фильм на пиратском диске. Пока фильм появится на DVD, пока нормально переведут… это был единственный способ посмотреть фильм в оригинальном звучании, без перевода. Лишь позднее, будучи в командировке в Москве, проходя мимо Дома Кино, увидел невзрачную потрепанную афишу, говорившую о коротком триумфе «Донни Дарко» в столице СНГ.

Скажу сразу, что никаких догадок и доморощенных версий о зримом сюжете фильма строить не буду. Под словом «зримый сюжет» я говорю об этих научно-фантастических заворотах с путешествиями во времени, которые, надеюсь, подробно описаны в книге самой таинственной героини фильма старушке Grandma Death (к слову сказать, у нас на югах это перевели бы примерно как «кошмар-апа»).

Поэтому, давайте оставим в стороне мучительные изыскания главного героя на ниве теории относительности, а обратимся к тем интересным вещам, о которых стоит действительно задуматься. Ведь, в сущности, картина не имеет какого-то актуального сюжета. Это очень похоже на некий учебный фильм выпускника режиссерских курсов, где автор сценария пытается сказать обо всем сразу. Как в современных сказках, построенных по принципу «потока сознания». И, надо полагать, в этом вся его прелесть и высокий смысл.

Первое, что бросается в глаза – тщательная работа режиссера над обыденностью и правдивостью того мира, который окружает подростка. Донни живет не в какой-нибудь сумасшедшей семейке, где, как в стандартном меню какого-нибудь фастфудовского ресторана, имеются в наличии тщательно прописанные и отработанные за десятилетия фоновые типажи. Меню отброшено в сторону, герои взяты из первого же попавшегося под руку среднеамериканского домика, где-нибудь в Колорадо например. Впрочем, городок Мидлсекс тоже ничего.

Итак, они каждый день собираются за ужином, отец, мать и трое детей. Дети поздние, если судить по потому, что родителям давно уже за пятьдесят, а старшая дочь только собирается поступать в университет. Они изрядно подустали друг от друга, как это обычно и бывает в больших семьях, на какой стороне земного шара они не находись. И эти маленькие ссоры и конфликты, которые начинаются в фильме чуть ли не с первых минут, поражают своей обыденностью и, как бы это сказать… «понятностью» любому из тех зрителей, которые имели счастье/несчастье вырасти в большой и стабильной семье. Здесь сын может запросто бросить своей маме словечко типа «bitch» только потому, что устал от каждодневного, многолетнего контроля с ее стороны. Не то чтобы этот контроль был жестким или несправедливым… Он просто существует, каждый день, изо дня в день, ежедневно, денно и нощно. Здесь младший всегда больше любим, потому что он еще ребенок, а старший уже может поспорить с матерью о том, когда ему планировать детей. И эти обыденные семейные трения переданы режиссером с максимальной достоверностью.

Между тем, в этом беспокойном вареве чувств и эмоций нет никаких перегибов и кривляний. Актеры играют ровно и естественно. В конце фильма, когда упавший на дом реактивный двигатель все-таки сделает свое черное дело, мы увидим всю семью Дарко на улице, перед машиной скорой помощи, и если бы эту сцену сняли не профессиональной камерой, установленной на «стадикам», а с плеча, в документальной манере, я бы мог поверить, что это и не актеры вовсе, а просто люди, которые стоят и плачут от нагрянувшей беды.

Старательная, почти ученическая аккуратность режиссера при обращении со средой, которая окружает главного героя, соблюдена во всем. Школа, в которой учится Донни – это не сборище безнадежных дегенератов или, наоборот, ослепительно ярких личностей. Это обыкновенная толпа людей, которая, в сущности, через пару-тройку лет вольется в большую страну, что бы составить ее general population. Как и в любой обыкновенной школе мира, в ней почти нет вундеркиндов, и едва наберется хотя бы с пяток явных отморозков, которые, как водится, начинают свою дурную бестолковую жизнь с игры «в ножички» и запугивания одноклассников.

Если бы не клиповая манера съемок некоторых школьных сцен, можно было бы подумать, что съемочная группа внедрилась в одну из частных школ зажиточной Америки с целью использовать в фильме живой материал. Первая же сцена на уроке английского, где Дрю Берримор (Drew Barrymore) играет прогрессивную молодую учительницу, разочаровывает своей монотонностью и серостью.

Что еще запомнилось? Наверное, стоит отметить пару-тройку мелких сюжетных хитростей, которые преподносятся незаметно, на любителя, как и полагается в современной сказке. Все они созданы в русле все той же верности режиссера идее максимальной правдивости повествования.

Итак, первая загадка: еще до того, как Донни предложил Рейчел дружбу, она признается ему, что ее отчим попал в тюрьму за то, что ударил маму ножом. Естественно, такие вещи не говорят кому попало. В случае с Донни, он, видимо, прошел проверку на доверие девушки, невольно оградив ее от приставаний со стороны хулиганистых Рикки и Сета. Так вот, позднее Рикки и Сет узнают эту неприятную тайну Рейчел. Кто мог сказать им это? Как вы думаете?

Вторая загадка связана конкретно с Сетом. После того, как Донни затопил школу, администрация начала расследование этого наглой хулиганской акции, подтянув для солидности даже полицию. Подозрение падает, естественно, на самых строптивых отморозков, каковым Сет себя и позиционировал. Но Сет так не думает, он подозревает, что на него натурально настучали. Как вы думаете, кого подозревает Сет? Вспомните сцену в школьном туалете.

В пользу торжества серой будничной жизни Донни играет даже совершенно нелогичный сюжет с неземным покровителем Донни, таинственным гигантским кроликом, который одновременно является обыкновенным парнем по имени Френк. Все это очень похоже на бредовые фантазии главного героя, который постепенно слетает с катушек и готовится стать пациентом местного психдиспансера. Если смотреть на сюжет фильма в таком вот ракурсе, то становится понятным почему «провисают» все сюжетные ветки с участием неземного варианта Френка, включая туда и все сцены встречи Донни с психоаналитиком. Их просто могло и не быть в реальности, это просто дурной сон, который приснился бедному Донни ранним утром второго октября 1988 года. А может быть, он приснился всем жителям городка одновременно. Этакая флуктуация в пространстве и времени, тихий всплеск которой родился и тут же затух в самом сердце штата Нью-Джерси.

В этом фильме зрителю нужно было обязательно рассказать сказку, чтобы лишний раз подчеркнуть реалистичность окружающей героя среды. Если спросить «зачем?» - то это будет вопрос в пустоту. Может только ради того, чтобы в который раз подвергнуть сомнению важность и значимость нестандартных героев как определенного класса персонажей в литературе, кино и т.д.? И тем самым поставить во главе сюжета все что их окружает, весь меняющейся мир? Как отдельного героя, но во многих лицах/масках? (как вам, кстати, маска гигантского кролика?) В добавок стоит подчеркнуть, что в таких вот правдивых историях в перемежку со сказкой положительных героев обычно не бывает. Они просто герои, и как подобает героям, слишком серьезно относятся к самим себе. Вполне возможно, что именно этот фильм породил столь специфичное амплуа молодого актера Джейка Гиленхаала (Jake Gyllenhaal). Советую обязательно проследить за его карьерой. В фильмах «Лунная миля» (Moonlight mile) и «Хорошая девочка» (The Good Girl) он только закрепит за собой этот образ молодого повесы, который слишком серьезен для такого смешного и нелепого явления под названием жизнь. Интересно, какую роль он получит в своем следующем фильме...
Категория: Cтатьи | Добавил: gyllenhaaalic (19.01.2011)
Просмотров: 1184 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 encuggesk  
0
нужно проверить :)

Имя *:
Email *:
Код *: